Чек-лист с инструкциями по Яндекс Директ в 2023 году
ПолучитьЧто такое UTM-метки
UTM-метка (Urchin Tracking Module) — параметр в URL, используемый маркетологами для отслеживания рекламных кампаний в интернете.
Метка – это параметр, который “зашит” в вашей рекламной ссылке. Благодаря этим параметрам можно увидеть в системе аналитики весь путь клиента: с какого баннера он перешел, сколько вы отдали за его клик, какое ключевое слово дало показ и.т.д.
Таким образом, легко определить, с каких рекламных объявлений были совершены те или иные действия на сайте.
При чем речь идет не только о заявках или переходах на сайте, с помощью коллтрекинга так же можно отследить источник звонков вплоть до ключевого слова в контекстной рекламе, или поста в телеграмм-канале, например.
Когда не стоит использовать UTM-разметку ссылок
Технически, если вы запускаете только Яндекс Директ и используете для аналитики только Яндекс Метрику, то можно обойтись и без utm-меток. Но чтобы собрать все данные в одну систему (например, чтобы использовать сквозную аналитику) лучше сразу размечать все свои рекламные ссылки.
Но для тех, кто занимается SEO-оптимизацией сайтов не будет секретом, что url с метками и без них воспринимается поисковиками как разные страницы. Из этого следует, что если вы оптимизируете страницу под поиск (например льете на нее рекламу, чтобы увеличить поведенческие факторы), то размечая utm-метками такую рекламу вы не даете совершенно никакого роста для ток конкретной страницы, на которую ведете рекламу.
Более подробно лучше уточнять у SEO-специалистов, но на всякий случай повторюсь:
В SEO-продвижении сайта UTM-метки лучше не использовать
В остальных же случаях, я считаю, лучше ставить их в любые рекламные материалы.
Как выглядят UTM-метки
Простая ссылка, например на главную страницу нашего сайта, будет выглядеть таким образом:
osintsev.su
Если же мы добавим к ней utm-метку, то ссылка будет выглядеть следующим образом:
osintsev.su/?utm_source=vkontakte&utm_medium=cpc&utm_campaign={campaign_id}&utm_content={ad_id}
В этом примере источник трафика – рекламная система ВКонтакте, но дальше я покажу каким образом можно формировать такие метки под любые системы.
Из чего состоят UTM-метки
По сути UTM-метка это набор параметров, которые сайт получает через ссылку (их называют GET-параметрами)
Метка состоит из ключа и значения. Ключ указывает на тип значения, например рекламная система (Yandex Direct или VKontakte), тип оплаты трафика (CPC или CPM) и другие.
Обязательных ключа всего три, но это не значит что вы не можете передать в ссылке дополнительные параметры.
Обязательные значения выглядят таким образом:
UTM-параметр | Назначение | Пример |
utm_source | Источник трафика (рекламная система, площадка) | utm_source=yandex |
utm_medium | Тип трафика(email-рассылка, контекстная реклама с оплатой за клики и пр.) | utm_medium=cpc |
utm_campaign | Название вашей рекламной кампании | utm_campaign=poisk-hot-msk |
Эти три параметра должны быть в вашей ссылке, но если необходимо передать больше информации, то есть еще набор различных параметров для отслеживания:
UTM-параметр | Назначение | Пример |
utm_content | Контент рекламного объявления (номер баннера, краткое описание) | utm_content=banner-1 |
utm_term | Ключевое слово или ключевая фраза | utm_term=купить-франшизу |
Динамические параметры
Если у вас много рекламных кампаний в Директ или Google, то разметить каждое объявление займет несколько недель, если не месяцев. А ведь еще в каждом объявлении есть набор ключевых слов, которые тоже необходимо передать в ссылку.
Для этого существуют динамические параметры, которые подставляют значения в ссылку автоматически. В каждой рекламной системе шаблоны свои. Например, вот как это выглядят шаблоны для Яндекс Директ:
UTM-параметр | Назначение | Пример |
addphrases | Наличие автотаргетинга в объявлении | addphrases=yes |
phrase_id | Номер ключевой фразы, ее id в рекламной системе | phrase_id=123445 |
banner_id | Номер рекламного объявления | banner_id=123445 |
source_type | Площадка, на которой показывается ваше объявление | source_type=search |
source | Наименование площадки | source=none |
position_type | Тип блока, в котором показывается объявление на поиске | position_type=premium |
position | Позиция в блоке объявлений | position=3 |
keyword | Ключевая фраза | keyword=купить франшизу |
Как создать UTM-метки: список генераторов
Вы, конечно, можете вписывать каждую ссылку вручную. Но это займет достаточно много времени, даже если у вас всего несколько рекламных кампаний или объявлений.
Для удобства пользователя в интернете существуют множество генераторов меток, которые в удобном формате за вас добавят все необходимое. Включая шаблоны для разных рекламных площадок, даже для MyTarget, если это будет требоваться.
Генератор utm меток Tilda
Один из самых первых в выдаче по соответствующему ключевому слову, да и, наверное, самый простой.
Поддерживает работу с шаблонами для Яндекс.Директ, Google Adwords, Вконтакте, Facebook и TargetMy.com.
При желании можно задать свои метки.
Ссылка на сервис: https://tilda.cc/ru/utm/

Генератор UTMURL
Поддерживает шаблоны для Директа и Google Adwords, а так же ручную настройку меток.
Как и во всех остальных генераторах, максимально простой интерфейс без всяких заморочек и проблем. Генерируете нужные ссылку под рекламную площадку с шаблонами или без, копируете и вставляете в свою рекламу, профит.
Ссылка на сервис: https://utmurl.ru/

Генератор от Yaroshenko Tools
Наверное, один из самых первых появившихся генераторов меток. Но не смотря на это все еще достаточно популярный и функциональный генератор.
Есть шаблоны для Google, Яндекс, ВКонтакте и MyTarget. Но так же никто не запрещает настроить вручную самостоятельно.
Ссылка на сервис: https://tools.yaroshenko.by/utm.php
