Чек-лист с инструкциями по Яндекс Директ в 2023 году
ПолучитьСамое простое определение релевантности своими словами:
Релевантность – это степень соответствия чему-либо.
Как правило, в быту никто не использует термин “релевантный”. Вообще было бы странно, если выбирая краску в магазине, вы просили бы показать вам “релевантные этому цвету”.
В маркетинге же, наоборот, очень часто используется термин. Особенно если дело касается контекстной рекламы или SEO, потому что релевантность – это один из основных критериев ранжирования сайтов в поисковиках.
Не было бы релевантной выдачи у Яндекса или Google, все бы наслаждались поиском Mail.ru или Рамблера.
Релевантность в SEO
На примере выдачи Яндекса, давайте наберем любой информационный запрос, например “что такое мастер отчетов”:
В выдаче Яндекса первые ссылки ведут на определение мастера отчетов, сразу в Справку Яндекса Директа.
Но если немного изменить суть запроса:
Выдача резко меняется, в топе уже идут видео с подробными инструкциями по этому инструменту.
Если бы мы набрали тоже самое в Google, то получили бы ссылки на другие страницы. Но общий результат бы бы тот же: в первом случае определение, во втором – инструкция.
Это говорит о том, что в классическом понимании релевантности (просто соответствие станицы ключевому слову) вы в SEO никуда не сдвинетесь.
Помимо прямой релевантности поисковому запросу, Яндекс анализирует еще сотни показателей, ключевыми на сегодняшний день являются:
- Глубина вхожения
- Ширина вхождения
- Поведенческие факторы
- Ссыльная масса
Глубиной называют плотность ключевого слова на странице, это кстати и считалось SEO в 11-12 годах – просто заспамить страницу и ждать результата.
Ширина (или еще это называется LSI-контент) – это количество связанных слов на странице. Другими словами, насколько широко вы погружаетесь в тему и раскрываете ее.
Ссыльная масса – количество ссылок, которые ведут на ресурс. Логика тут простая – чем больше и известнее сайты ссылаются на ваш, тем лучше его рейтинг. Хотя для Яндекса этот показатель не так важен, в Google он является ключевым.
Ну и поведенческие факторы – это поведение пользователя на странице. Даже если все остальные показатели у вас будут просто идеальные, а после перехода на станицу пользователь будет сразу уходить – не видать вам ТОПа в Яндексе.
Как применяются показатели
Сразу скажу, что все эти теории выведены эмпирическим путем. Нигде нет четкого алгоритма, по которому поисковик определяет релевантность сайта поисковому запросу.
Логично, что для коммерческих запросов (например, заказать Яндекс Директ) глубина играет решающую роль. Потому что в такого типа запросах нет статей, следовательно и ширины там быть не может.
А вот в информационных статьях, как эта, все наоборот. Вы можете проигрывать по глубине множеству документов в поиске, но за счет большего раскрытия темы занимать лучшие позиции.
Поведенческие факторы так же рассчитываются на основании типа запросов и статистики. Логично, что на лендинге по заказу натяжных потолков, пользователь проводит меньше времени, чем на статье “как настроить Яндекс Директ”.
Как сделать релевантную страницу
Я бы хотел сказать так же, как говорит поддержка Яндекса: просто делайте качественные сайты.
Вроде все логично, делай для пользователя и будет тебе счастье. Но всегда есть нюансы. Вы должны делать сайт для пользователя, но вот оценивать его качество будет уже робот.
Вполне возможно с точки зрения контент и визуала – вы лучший среди конкурентов, но робот не видит дизайн сайта, он читает только код.
Если не брать в расчет все сервисы, которые помогают оптимизировать страницу, то есть рабочий алгоритм:
- Открываете выдачу Яндекса по нужному ключу
- Открываете 10 сайтов из SEO
- Изучаете, делаете так же как у них
Конечно, это очень упрощенная и примитивная схема, но на старте у меня она работала. Вы смотрите что Яндекс считает релевантным:
Видео? Ок, давайте снимать видео.
Огромная статья на 30 тысяч слов? Поехали писать.
Лендинг с заказом услуги? Делаем так же.
Возможно сейчас кто-то задаться вопросом “а почему ты считаешь, что знаешь как это работает?”
Я не знаю как это работает, да и никто из специалистов этого не знает. Но раз вы перешли на эту статью с поиска, то значит у меня есть какие-то практические результаты?
Как проверить релевантность страницы
На самом деле, проверить релевантность достоверно нельзя в принципе. Потому что поисковик каждый раз оптимизируют и улучшают свои алгоритмы, естественно что и релевантность будет постоянно меняться.
Нет какого-то единого сервиса, который бы показал что вот этот документ релевантен на 100%, а вот этот на 90%. Хотя бы потому, что тогда бы вся выдача состояла из самых релевантных страниц, но поисковик выбирал бы уже из них самую релевантную и так далее до бесконечности.
Но проверить релевантность приблизительно все-таки можно, для этого есть ряд бесплатных сервисов, таких как:
- Megaindex
- PR-CY
- Majento
На каждом из этих сервисов есть функционал, который позволяет проверить насколько релевантна запросу та или иная страница.
И тут важный момент, что проверяется именно страница. Не текст, на заголовки или описания, а весь документ целиком.
Вместе с меню, ссылками в подвале, тегами статьи и прочими вещами.
Я говорю это, потому что до сих пор подавляющее большинство SEO-специалистов для продвижения сайта закупает сотни seo-текстов, которые уже давно стали пережитком пошлого и в целом показывают только невежество специалиста.
Ключевые слова не обязательно должны быть в тексте, они должны быть в документе!
Да сегодняшний день, я знаю только один сервис, который показывает релевантность документа исходя данных ТОП-30 в реальном времени – это сервис Релевантус.
Ссылки давать на него я пока не вижу смысла, потому что на конец 2022 года этот инструмент доступен только внутри закрытого SEO-сообщества Антона Маркина (Дневник ленивого SEOшника)
Релевантность в Директе
В директе, не считая медийных рекламных кампаний, есть поисковая реклама и реклама в Рекламной Сети Яндекса.
Для каждого типа этих кампаний релевантность рассчитывается по разному.
Релевантность в поисковых рекламных кампаниях
На поиске есть два важных момента:
- Ключевая фраза
- Поисковый запрос
Многие их путают, но это разные вещи.
Поисковый запрос – это то, что пользователь набирает в строке поиска. Он может содержать ваш ключ, а может и не содержать.
Ключевая фраза – набор ключевых слов (или одно слово, для богатых), при наличии которых в поисковом запросе произойдет показ рекламы.
Так вот, в Директе есть формула, по которой считается фактическая цена клика. Она достаточно сложная и включает в себя множество показателей, в том числе и релевантность поискового запроса объявлению.
Как видите, чтобы платить меньше за клик, необходимо делать релевантные объявления. Более того, при совпадении слов из запроса в объявлениях, они выделяют жирным и увеличивают CTR.
Для примера я набрал первый пришедший в голову поисковый запрос: из четырех рекламных объявлений, только нижнее релевантно моему запросу. Естественно, я не буду открывать все и смотреть – я открою только то, что подходит.
Релевантность в Рекламной Сети
Реклама в РСЯ показывается на тысячах сайтов-партнерах Яндекса. Владелец ресурса ставит на сайт рекламные блоки, а на основании своих алгоритмов Директ показывает там рекламу.
Формула там, в отличии от поисковой, гораздо проще. Если не вдаваться в подробности, то ваша ставка определяет количество показов. Поставили выше конкурентов, получили больше показов и кликов.
Но как и где показать вашу рекламу, Яндекс все равно считает на основании релевантности.
Раньше логика была простая: наличие ключевого слова или фразы в контенте страницы, но уже очень давно это не влияет на показ.
Яндекс определяет релевантность для пользователя по:
- Тематике страницы или всего сайта в целом
- По анализу его поведения в интернете
- По статистике конверсий на сайте
На самом деле, там огромное количество различных показателей, которые робот пересчитывает перед тем, как принять решение о показе рекламы.