Чек-лист с инструкциями по Яндекс Директ в 2023 году
ПолучитьФид (или Feed) – это отдельный файл, который хранит информацию о ваших товарах, их характеристиках, фотографиях и прочих особенностей.
Вариантов использования фидов огромное количество, например если у вас каталог с сотнями или тысячами позиций, вряд ли вам в голову придет загружать каждый товар вручную?
Более того, если нужно поднять цену, к примеру, на 10% вы ведь не будете руками заходить в каждый отдельный товар и править его атрибуты.
Естественно, гораздо проще:
- Выгрузить все в Excel
- Добавить к колонке с ценой 10%
- Загрузить обратно на сайт
По сути, это занимает 5 минут вашего времени, вместо нескольких дней на правки всех товаров руками.
Тоже самое справедливо и для рекламы, например в Яндекс Директ.
Если у вас каталог товаров, пусть даже небольшой, то вы можете загрузить товарный фид в рекламный кабинет Директа и запустить рекламу на эти товары, при чем с уникальными объявлениями конкретно под каждый товар. Руками это будет сделать не то что сложно, а просто технически невозможно из-за большого количества редких запросов, которые придется группировать между собой.
Фиды используют все популярные рекламные системы. А те кто не используют, просто им завидуют:
- Яндекс Директ
- Яндекс Маркет
- Google Реклама
- Вконтакте
- MyTarget
И другие платформы, в том числе и те, которые нельзя называть.
В общем фид для товарки – одно из лучших изобретений человечества, но давайте подробно разберем с чем его едят и что это.
В каком формате может быть фид
Строго говоря, любая система может принимать фид только в своих ограниченных форматах, но тогда было бы очень неудобно взаимодействовать между ними. Каждый раз пришлось бы переносить из одного в другой.
По этому существует некий стандарт, который используется на подавляющем большинстве рекламных систем и сайтов:
- XML (а у Яндекса YML)
- CSV
- GZ
- TSV
В любом случае, при загрузке фида на какую-либо платформу вам обязательно напомнят в каком именно формате ждут от вас файла.
XML и YML
Подавляющее большинство использует именно этот формат, потому что его выгружают с сайтов. Выглядит вся эта история как набор тегов в HTML коде, но для рекламных систем и сайтов это конкретная инструкция к созданию товаров, категорий и прочего:
YML для Яндекса в целом выглядит примерно так же, в любом случае генерацию таких форматов лучше всего попросить сделать программиста или хотя бы маркетолога.
XML и YML файлы содержат как обязательные параметры, так и дополнительные. Обязательные в любом случае должны у вас быть, иначе файл будет грузиться с ошибкой:
- id;
- доступность товара;
- название товара;
- ссылка на карточку товара;
- ссылка на фото;
- id категории.
В целом, если вам этого достаточно – можете загружать. Но можно и передать дополнительные параметры вместе с фидом, например:
- цена;
- валюта;
- бренд;
- страна-производитель;
- модель товара;
- описание;
- возможность самовывоза;
- доставка;
- возрастные ограничения.
Как видите, возможностей передать информацию через файл достаточно много.
CSV
Думаю, тут знакомить никого не нужно, это стандартный формат того же Excel. Просто берете таблицу и выгружаете в этом формате:
GZ и TSV
Это тоже формат фида, но только для больших каталогов. Говоря больших, я подразумеваю что это десятки тысяч товарных позиций.
По этому их убирают в эти два формата, чтобы таблица не занимала много место и быстро грузилась.
Как создать свой товарный фид
На самом деле, самим вам создавать его не нужно. Если товары уже есть на сайте, то обратитесь к программисту который его ведет или к любому другому, кто разбирается в CMS вашего сайта с такой задачей.
Обычно, на популярных движках есть различные бесплатные и платные плагины, которые генерируют автоматически фид и даже могут его обновлять с заданной периодичностью.
Если же у вас куча времени и желания, можно конечно попробовать сделать фид руками в Excel, но это может работать если у вас 20-30 товарных позиций. С другой стороны, если у вас 20-30 товарных позиций, что вы хотите делать с этим фидом?
Управление фидами на рекламных платформах
Как я уже писал выше, у всех свои требования и особенности загрузки. Где-то они могут совпадать, а где-то сильно отличаться.
Даже зная особенности загрузки фидов, вы все равно вынуждены будете блуждать в интерфейсе рекламных систем в поисках нужных кнопок.
Описать вообще все платформы мы не сможем, но основные все-таки постараемся.
Фид для Яндекс Директа
Загрузка файла в Директе осуществляется сразу в интерфейсе. В левом меню есть вкладка “библиотека”, а уже в ней как раз нужная вкладка “фид”:
Вот тут можно прочитать требования Яндекса к файлу: https://yandex.ru/support/direct/feeds
В Директе фид может использоваться для:
- Динамических объявлений
- Смарт-баннеров
Что касается динамических объявлений, то это автоматически сгенерированный на поиске рекламные объявления по всем вашим товарам. Заголовком будет название товаров, а алгоритм уже автоматически подберет пользователей, которым интересен этот конкретный товар.
Даже если его ищут всего 1 или два раза в месяц, что очень удобно в ситуации со статусом “Мало Показов”
Товарами, кстати, можно управлять с помощью групп. Например на группу “телевизоры LG” повысить ставку, а на “Утюги LG” наоборот, снизить.
Второй вариант, смарт-баннера, отлично заходят в ретаргетинге Директа.
Например, можно настроить, что если человек положил товары в корзину и не завершил оплату, за ним будут “бегать” ваши объявления.
Более того, он увидит изображения именно тех товаров или товара, который сложил в корзину.
Фид для рекламы ВКонтакте
С конца 2022 года ВКонтакте вынес рекламный кабинет отдельно, по аналогии с одной западной социальной сетью.
Уверен, что скоро старый кабинет перестанет существовать, либо останется только в мобильной версии для запуска “быстрой” (читай, почти бесполезной) автоматической рекламы.
Ссылка на новый кабинет: https://ads.vk.com
Там нужно перейти в “Центр коммерции” и создать новый каталог, выбрав его тип.
Дальше уже этот фид можно загрузить в каталог и использовать его в вашей рекламе.